Как оценить риски в кризис? Об этом поговорили с управляющим банка «Агророс» Дмитрием Кондрацковым.
Многих волнует устойчивость банковской системы в это непростое время. Кризис, вызванный пандемией, захватывает экономики разных стран. Уверенность в том, что банк, с которым вы работаете, в котором вы храните сбережения, выдержит «идеальный шторм», снижает общую тревогу за свое будущее. Как оценить риски в кризис? Об этом мы поговорили с управляющим банка «Агророс» Дмитрием Кондрацковым.
- Дмитрий Юрьевич, есть ли какие-то критерии, по которым можно оценить надежность банка? Особенно сейчас.
- Есть открытые источники, которые помогут оценить обстановку. Например, сайты самих банков, а также агрегаторы публичной отчетности и пользовательских отзывов. Такие, как banki.ru. Мы, например, всегда следим за отзывами. Потому что это обратная связь наших клиентов. Для нас это точки роста, моменты, в которых мы можем улучшить нашу работу.
Что касается публичной отчетности, которая вся – открытая и прозрачная – собрана на тех же самых агрегаторах. Почему ей можно верить? Сегодня государство относится к нам как к своей точке риска. Если какой-то банк закрывается, то нагрузка по выплате вкладов ложится на Агентство страхования вкладов. Поэтому и контроль за банковской сферой идет предельно жесткий.
Я за то, чтобы прозрачные правила игры были для всех банков, не взирая на строчку в рейтинге. Я в банковской сфере работаю больше 30 лет. И могу сказать, что с 2013-го года политика Центробанка стала очень жесткой и последовательной, движение к чистоте банковской системы началось и не прекращается. Никакой политизированности в действиях ЦБ я не вижу. Я вижу четкую, профессиональную линию, которая не меняется, несмотря на жесткие внешние факторы и фамилии. Центральный банк экономически доказывает правоту своих решений. И это ведет к оздоровлению системы.
События последних лет показали, что, если банк не соблюдает прозрачные правила игры и не подходит под формальные признаки, установленные Центробанком России, отзыв лицензии неизбежен.
- А что показывает публичная отчетность «Агророса»?
- По данным на 1 февраля 2020 общероссийского рейтинга банков (всего из 431) банк «Агророс» занимает 213-е место.
Прошедший год был закрыт с ростом 30 процентов и это при падающем рынке. В 2006-м году мы начинали как маленький региональный банк – всего пара отделений на весь Саратов. Сейчас наши офисы открыты в 11 городах от Волгограда до Калиниграда. Готовится к открытию офис в Воронеже. В прошлом году мы всю инорегиональную сеть вывели в плюс по прибыли, а по многим параметрам бизнес в других городах уже достигает 50 процентов от показателей банка.
На ближайшее будущее мы ставим себе задачу, чтобы офис в каждом городе приносил равнозначную с Саратовом прибыль. Это даст еще больше устойчивости.
- Одной из мер поддержки в нынешнем кризисе президент назвал кредитные каникулы.
- Пока официального документа от Центрального банка по этому поводу не было. У малого и среднего бизнеса, с которым мы работаем, сейчас действительно непростая ситуация. Если ЦБ какой-то документ по поводу организации кредитных каникул выпустит, мы его обязательно примем.
Пока мы работаем в прежнем режиме. Надо просто выстраивать правильную и прозрачную работу с клиентами. Быть для них не только кредитно-финансовой организацией, оказывающей услуги. Но быть консультантами, помощниками, а в итоге и партнерами. Как только мы с клиентами выстраиваем партнерские отношения, и ситуация меняется. Понятно, что есть банковские монстры, которые могут сделать услугу на пару процентов дешевле. Но ведь есть же еще и отношение, понимание друг друга. Вы знаете, люди это ценят. Это называется лояльность, это называется бренд.
Бизнес понимает: к кому прийти, кто не будет обманывать. Кто грамотно объяснит, что происходит на рынке банковских услуг, что клиента ждет здесь, там. А вот что можем мы.
И когда клиент понимает, что банк растет даже на падающем рынке, что у него прозрачный баланс, что он не занимается какими-то нелегитимными вещами, он видит, что банку можно доверять.
Время быстрого хапка прошло. Сейчас все – и государство особенно – заточены на долгосрочность, стратегию и прозрачность.
- Сейчас многие бизнесы развиваются онлайн. Банки должны быть к этому готовы?
- Цифровое развитие и автоматизация процессов – это очень важно в современном мире. Но нельзя просто брать и автоматизировать бардак. Если внутри банка процессы не оптимизированы, и на эти процессы накручена автоматизация, то мы получаем автоматизированный, цифровой, но бардак.
Небольшим банкам сложно соревноваться с такими гигантами как Сбербанк в плане автоматизации процессов и пользовательского интерфейса. Давайте не забывать, что на Сбербанк работают 11 тысяч лучших программистов России. Конечно, в этих вопросах небольшие банки крупным уступают. Смотреть надо не на это.
Например, моя позиция – клиент должен зайти в банк, быстро получить необходимую услугу и выйти довольным. Про нас неправильно говорить, что мы не цифровой банк. Мы внутри полностью цифровой банк, который перестраивается в соответствии с новейшими системами управления.
В нашей работе присутствует продуктовый подход – дающий клиенту максимальную ценность, а командную работу мы выстраиваем по Agile, что дает нам мотивированных сотрудников и прозрачность процессов!
Да, мы пока не на все процессы накрутили IT. Но это пока.
С другой стороны – всегда смотрите на собственные «фишки» банков. Мы, например, небольшой региональный банк, которому сложно конкурировать на цифровой поляне с гигантами. Но мы ищем какие-то уникальные продукты, которые дают нам возможность формировать новую клиентскую базу. Например, по объему наличной валюты мы заняли половину регионального рынка. И это – осознанная политика: искать и просчитывать точки роста, сферы, в которых мы можем быть конкурентоспособны.
- Сейчас, в ситуации пандемии коронавируса, многих охватывает тревожность – люди боятся не только за здоровье близких, но и за экономику. Стоит ли бояться будущего?
- Будущего вообще не надо бояться. В будущем будет жизнь, будет наша страна, будут наши рубли. Даже если валюта будет стоить баснословных денег, наши рубли останутся. Предыдущая девальвация произошла в 2014-м году. Тогда тоже все боялись. Но по факту из-за девальвации поднялось сельское хозяйство.
Что сейчас будет происходить с бизнес-процессами? Наверняка, большая часть предпринимателей поймет, что они прекрасно могут работать на удалёнке. Если сотрудники играют в команде, если они мотивированы, то для бизнеса особо ничего не поменяется – «мы просто перестали собираться в офисе». И ситуацию с карантином можно будет использовать в свои паруса.
Да, какие-то сферы бизнеса «просядут». Но благодаря именно онлайн общению, появятся новые виды бизнеса, которые займут лидирующие позиции в развитии страны. Мы ждали, что цифровизация придет к нам через год или даже два. Но нет, будущее наступило уже сегодня.
Материал подготовлен: https://fn-volga.ru/news/view/id/142509