Что такое факторинг?
Факторинг (от англ. factor — агент, посредник, маклер) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика и связанной с переуступкой неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), которые возникают между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг факторинговой фирме или факторинговому отделу банка.
Факторинговые операции.
Факторинговая операция банка состоит в покупке денежных требований экспортера к импортеру, их инкассации, кредитовании и гарантии от кредитных и валютных рисков.
В факторинговых операциях действуют три стороны:
- факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
- клиент (кредитор, поставщик товара);
- предприятие (фирма) - потребитель товара.
Основная цель факторингового обслуживания – это инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.
В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:
- факторинг с финансированием и без финансирования;
- открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;
- без права регресса и с правом регресса;
- внутренний и международный и т.д.
При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает фактору - посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.
Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и возмещаются поставщику в последующем в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги отвечает потребностям предприятия, так как позволяет им превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи.
За свои услуги фактор-посредник получает:
- комиссионные (за инкассацию счетов), обычно это 0,75-3% стоимости сделки;
- процент по факторинговому кредиту. Он взимается от даты предоставления кредита до срока поступления средств за эту продукцию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки.
Виды и формы факторинга.
Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.
Открытый факторинг – это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора.
При закрытом, или конфиденциальном, факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.
Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.
В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т.е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. На практике факторинг с правом регресса применяется крайне редко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.
Различают факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (международном) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).
Современные западные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги: ведут бухгалтерский учет дебиторской задолженности; осуществляют консультации по вопросам рынков сбыта, цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров; осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другое обслуживание.
В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов и его называют конвенционным. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить свой штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, поскольку такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.
Факторинговое обслуживание.
Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента. Получив заявку поставщика, факторинговая компания или банк проводят такую же предварительную работу, как при выдаче обычного кредита. При этом оценивается кредитоспособность клиента, сфера его деятельности, виды выпускаемой продукции и возможности ее реализации, структура и длительность дебиторской задолженности, платежеспособность основных покупателей и т.д. При положительном решении фактор-посредник заключает с клиентом договор. В договоре может предусматриваться как рядовое кредитование клиента, так и обязательство по кредитованию продаж клиента в течение определенного периода времени. В последнем случае устанавливается лимит кредитования. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой компании имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями.
Как правило, на факторинговое обслуживание не принимаются предприятия и организации:
- с большим количеством дебиторов, задолженность каждого их которых выражается небольшой суммой;
- занимающиеся спекулятивным бизнесом;
- производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;
- работающие субподрядчиками (строительные и другие фирмы);
- реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции;
- практикующие бартерные сделки.
Преимущества факторинга.
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что объединяет в себе сразу несколько функций: во-первых, финансирование оборотного капитала; во-вторых, инкассацию задолженности клиента; в-третьих, если это предусмотрено договором, фактор берет на себя риск неплатежа, выступая в качестве страховщика финансовых рисков. Такой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для малого и среднего бизнеса, доступ которого к кредиту традиционно затруднен.
Кроме того, факторинг обладает целым рядом преимуществ перед другими финансовыми инструментами.
Первое преимущество – он не требует предоставления залога в традиционном понимании, поэтому доступен широкому кругу малых и средних компаний, в том числе начинающих свою деятельность.
Второе преимущество – при факторинге происходит 100% целевое использование средств, в то время как обычно, когда компания привлекает кредиты, у нее остается постоянный неснижаемый остаток на счете. В связи с этим, в действительности, заемщик платит за кредит по более высокой ставке, чем формально установленная. В факторинге такая ситуация невозможна.
Третье преимущество – факторинг позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с налоговым законодательством, этот налог должен уплачиваться «по реализации», т.е. с момента фактической отгрузки товара. Однако, если компания предоставляет отсрочку платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.