30 декабря 2014 16:10
Число клиентов банков, предпочитающих дистанционный способ взаимодействия с банком, постепенно увеличивается. Клиенты все чаще используют Интернет не только для проверки финансового состояния, но и в качестве инструмента для работы с банковскими продуктами.
Банковскими учреждениями, работающими на территории Саратовской области, обслуживается около 10,0 млн. счетов, открытых в валюте РФ, и более 300 тыс. счетов - в иностранной валюте. Дистанционный доступ, в т.ч. через сеть Интернет, предоставлен к 1,5 млн. счетов.
Интернет-банкинг – способ дистанционного банковского обслуживания, осуществляемого кредитными организациями в сети интернет, при котором для взаимодействия с банком используется стандартный интернет-браузер.
Почему пользоваться системой интернет-банкинга удобно и выгодно?
- Осуществление переводов денежных средств между собственными счетами, а также переводов в другие банки.
- Удобное для Вас время и отсутствие очередей для оплаты коммунальных платежей, налогов, штрафов, товаров, приобретенных через Интернет, и т.д.
- Возможность направления запросов о наличии штрафов ГИБДД, налоговых начислений (задолженности) и пенсионных накоплений.
- Оперативный доступ к информации об остатках и движении средств на счетах.
- Приобретение иностранной валюты по более выгодному курсу, чем в отделении банка. Осуществление перевода или получения наличной иностранной валюты.
- Возможность открывать вклады, что позволяет оперативно управлять свободными денежными средствами и хранить их под больший процент, чем по вкладу «до востребования».
- Подключение услуги «интернет-банкинг» чаще всего бесплатное, плата за пользование отсутствует или невелика.
- Комиссия по большинству платежей значительно ниже, чем при осуществлении операции через операционного работника в самом банке, либо отсутствует.
Банки, предлагающие услуги интернет-банкинга, непрерывно работают над повышением уровня безопасности платежей. При проведении операций через систему интернет-банкинга каждая операция подтверждается одноразовыми кодами.
Существует несколько способов получения кодов:
- Список одноразовых паролей выдается в банке. Он представляет собой пластиковую карту с нанесенными цифровыми кодами, защищенными стирающимся слоем.
- СМС-пароли, приходящие на мобильный телефон.
- Генератор одноразовых паролей. Это устройство, напоминающее флэш-карту с кнопкой при нажатии, на которую выводится уникальный код. Он является одним из самых дорогих способов получения пароля.
Что необходимо сделать, чтобы обезопасить себя от мошенничества?
- Не использовать интернет-банкинг на непроверенных электронных устройствах (к примеру, в интернет-кафе).
- Применять на электронном устройстве антивирусное программное обеспечение (если позволяет устройство).
- Беречь данные для доступа в систему интернет-банкинга (логин и пароль).
- Не хранить совместно логин, пароль и одноразовые коды или генератор одноразовых паролей.
- Пароль лучше запомнить и периодически проводить его смену.
- Обращать внимание на имена сайтов, с которых Вы осуществляете вход в интернет-банкинг (существуют подложные копии сайтов).
- Не реагировать на подозрительные сообщения и не переходить по неизвестным ссылкам.
- Подключить смс-информирование к текущему счету, открытому для расчетов через систему интернет-банкинга.
Что делать если со счета были осуществлены несанкционированные Вами платежи?
- Обратиться в контакт-центр или отделение банка с заявлением о возврате средств, блокировании учетной записи и смене пароля.
- Прекратить все действия с электронным устройством (далее – ЭУ).
- Отключить от информационных сетей и обесточить ЭУ, по возможности извлечь аккумуляторные батареи.
- Ограничить доступ третьих лиц к ЭУ.
- Отозвать перевод денежных средств, используя другое ЭУ, или через банк.
- В максимально короткие сроки предоставить оригинал заявления в банк.
- Не предпринимать никаких действий для поиска и удаления компьютерных вирусов, восстановления работоспособности ЭУ.
При всем многообразии кредитных организаций, интернет-банкинг какого банка выбрать? Какие вопросы задать сотруднику банка?
- Необходимо поинтересоваться тарифами на подключение и использование интернет-банкинга в первый и последующие годы обслуживания.
- Есть ли необходимость отдельной оплаты при получении кодов для проведения операций.
- Перечень дополнительных возможностей предоставляемых пользователям интернет-банкинга (открытие вклада, конвертация валюты, доступ к информационной системе включающей информацию о штрафах ГИБДД, налогам и т.д.).
- Необходимо выбирать банк с широкой филиальной сетью или имеющий достаточное количество устройств для приема наличных. Это поможет Вам без каких-либо проблем пополнять счет интернет-банкинга.
- Проанализируйте, в чей адрес Вы чаще осуществляете оплату, и уточните комиссии за данные виды платежей.
- Обратите внимание, предлагается ли банком система смс-информирования о входе в систему интернет-банкинга.
- Оцените удобство пользования программой.
Дистанционное обслуживание клиентов требует обеспечения конфиденциальности передаваемой информации, аутентификации участников информационного обмена, поддержания юридической значимости обмена сообщениями, соблюдения гарантий их неизменности при передаче и обеспечения невозможности отказаться от факта отправки или получения сообщения. Решение этих задач относится к сфере информационной безопасности.
Дистанционное предоставление информации о состоянии счета и перевод денег со счета на основании распоряжения клиента, переданного с помощью какой-либо системы дистанционного банковского обслуживания, связаны с различными рисками и, следовательно, могут (и должны) защищаться по-разному. Это дает возможность расширить для первой услуги спектр используемых электронных каналов ее доставки (например, обычный телефон с идентификацией по паролю).
Практика работы банков свидетельствует о том, что предоставление дистанционных банковских услуг развивается и будет развиваться, а их ассортимент - расти.
По информации Отделения по Саратовской области Волго-Вятского
главного управления Центрального банка Российской Федерации