СаратовБизнесКонсалтинг
http://banki.saratova.ru    добавить в избранное

КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ / 23.11.2024

EURO 107.4252 1.3490
USD 102.5761 1.8963

Услуги для физических лиц

Скрыть/показать

Услуги для юридических лиц

Скрыть/показать

В апреле в Саратове прошла всероссийская научно-практическая конференция "Мониторинг рынка банковских услуг"

02 апреля 2003 00:00

В апреле в Саратове прошла всероссийская научно-практическая конференция "Мониторинг рынка банковских услуг". Ее организаторами выступили Саратовский государственный социально-экономический университет и Главное управление Центрального банка РФ по Саратовской области. Ученые и банковские специалисты из Москвы, Казани, Астрахани, Белгорода, Курска и других российских городов обсуждали особенности и проблемы развития банковских услуг в России.
За последние годы на российском рынке банковских услуг произошли существенные перемены, банки осознали и признали необходимость эффективно продавать свои услуги, тем самым, привлекая клиентов и преодолевая конкуренцию со стороны других банковских учреждений. Большинство банков в настоящее время стараются предоставлять своим клиентам максимально широкий спектр услуг, являясь универсальными. Постепенно внедряется опыт комплексного обслуживания клиентов отдельными коммерческими банками, которые начинают выполнять новые услуги, удовлетворяя все более сложные потребности клиентов.
Однако, несмотря на все более активное развитие банковских услуг, финансовые потребности предприятий удовлетворяются далеко не полностью. Исследования, проведенные специалистами Центрального банка России, выявили низкую степень информированности, как банков - о спросе предприятий на банковские услуги, так и предприятий - о предложении на рынке банковских услуг. Изучение рынка большинство банков проводит только на локальном уровне (по потребностям уже имеющихся клиентов), а предприятия довольствуются тем ассортиментом услуг, который предоставляет им обслуживающий банк.
По мнению специалистов, сегодня существует необходимость разрушения барьеров непонимания между предприятиями и банками. В этих условиях важное значение приобретают вопросы информационного взаимообмена между финансовым и реальным секторами экономики, повышение прозрачности рынка банковских услуг, что возможно только при постоянно действующем мониторинге его состояния. Проблемам мониторинга рынка банковских услуг уделяется еще недостаточно внимания и со стороны ученых-экономистов, и со стороны практических работников. Однако определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Их результаты обсуждались на данной конференции.
Результатом усиления взаимодействия банков и предприятий станет формирование рынка банковских услуг, который как количественно, так и качественно будет соответствовать потребностям реального сектора экономики
По итогам конференции были выработаны рекомендации, которые позволят на основе накопленного опыта оптимизировать процессы развития банковских услуг в России:
1. Кредитным организациям:
- участвовать в системе мониторинга рынка банковских услуг, организуемой Банком России (Информационный пул Банка России);
- использовать материалы Информационного пула Банка России при формировании своей ассортиментной политики, регулировании объема операций и определении ценовой политики на рынке банковских услуг;
- активнее проводить самостоятельные исследования рынка банковских услуг с целью более полного учета интересов реального сектора экономики в своей деятельности;
- развивать продуктовый ряд и региональную сеть, проводить гибкую процентную политику, совершенствовать отраслевую и региональную стратегию своей деятельности и систему оценки кредитных рисков.
2. Банку России:
- всемерно развивать систему регулярного информационного взаимообмена между субъектами банковского и реального секторов экономики, расширяя круг его участников: предприятий и кредитных организаций;
- совершенствовать качество анализа информации, представляемой на добровольной основе участниками информационного взаимообмена; расширять перечень показателей и аналитических материалов, направляемых участникам системы;
- способствовать выявлению и последующему решению проблем, препятствующих развитию рынка банковских услуг, стимулировать взаимное доверие и эффективность взаимодействия банков и предприятий.
3. Предприятиям:
- при выборе банковских услуг использовать максимально полную информацию об их предложении (ассортимент, тарифы, условия) различными кредитными организациями;
- участвовать в системе информационного взаимообмена, реализуемой Банком России, тем самым информируя банковское сообщество о своих потребностях и предпочтениях, способствуя развитию банковской конкуренции на рынке банковских услуг и, соответственно, совершенствованию банковских услуг.
4. Образовательным и исследовательским учреждениям:
- активизировать исследования динамики развития рынка банковских услуг, учитывая это при выборе направлений диссертационных исследований;
- внедрять результаты исследований мониторинга рынка банковских услуг в учебный процесс, вводить соответствующие лекционные курсы и разделы лекционных курсов;
- практиковать включение в тематику курсовых и дипломных работ изучение проблем проведения мониторинга рынка банковских услуг;
- проводить конференции и семинары по вопросам развития рынка банковских услуг;
- активнее заниматься разработкой и реализацией программ проведения мониторинговых наблюдений за рынком банковских услуг и банковскими клиентами.