СаратовБизнесКонсалтинг
http://banki.saratova.ru    добавить в избранное

КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ / 21.11.2024

EURO 105.8090 0.0752
USD 100.2192 0.1844

Услуги для физических лиц

Скрыть/показать

Услуги для юридических лиц

Скрыть/показать

О защите прав потребителей в сфере банковских услуг

19 апреля 2013 15:41

16 апреля 2013 года в ГУ Банка России по Саратовской области состоялось совещание с представителями кредитных организаций региона по вопросу правоприменительной практики по защите прав потребителей в сфере банковских услуг. Организатором мероприятия выступили ГУ Банка России по Саратовской области и региональное управление Роспотребнадзора.

С вступительным словом выступила Первый заместитель Начальника ГУ Банка России по Саратовской области Муфтахетдинова Г.С. о снижении правовых рисков банков в сфере потребительского кредитования. По словам выступающей, потребительское кредитование остается одной из наиболее привлекательных для коммерческих  банков операций, несмотря на  отказ банков от отдельных видов комиссий с заёмщиков. Однако до сих пор по этим операциям у заёмщиков возникают вопросы и претензии к банкам. Зачастую это происходит из-за некачественного обслуживания банками своих клиентов, недоведения до них полной информации о потребительском кредите.

В 2012 году Главным управлением получено 330 жалоб от физических лиц, это на 35% больше,  чем в 2011 году. По каждой жалобе Главное управление проводит необходимые мероприятия. Однако полномочиями обязать банк вернуть заёмщику банковские комиссии, не взимать штрафные санкции, реструктурировать и отсрочить долг, запретить переуступку долга коллекторам Банк России не обладает. Банк России при обнаружении нарушений со стороны кредитной организации таких, как невыполнение требований к порядку установления и изменения процентных ставок и комиссий в договорах с клиентом, указанию в договорах всех существенных условий, полной стоимости кредита и т.п., решает вопрос о применении мер воздействия к кредитной организации только по совокупности выявленных в деятельности кредитной организации нарушений.

Задача укрепления законности в сфере банковских услуг не может быть решена только за счёт воздействия на банки, бизнесменов и менеджеров. Не менее важно – развитие программ повышения финансовой грамотности населения. Главное управление этому вопросу уделяет большое внимание и ежегодно разрабатывает план мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Саратовской области. Так, в сентябре 2013 года в рамках Всероссийского праздника «День финансиста» на территории региона вновь пройдут учебные занятия для школьников и студентов по банковской тематике. Муфтахетдинова Г.С. обратила внимание на необходимость активного участия в этом мероприятии представителей банковского сообщества.

Заместитель Руководителя Роспотребнадзора по Саратовской области Матвеева Н.И. рассказала о результатах анализа соблюдения банками законодательства о защите прав потребителей при оказании финансовых услуг за 2012 год. Н.И. Матвеева выделила группы основных нарушений, выявляемых в деятельности кредитных организаций, такие как: 

а) включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей (в т.ч. условий, устанавливающих обязанность заёмщика по уплате комиссий за досрочное погашение кредита, за выдачу кредита, за открытие/обслуживание ссудного счета),

б) не предоставление банками потребителям всей необходимой информации (в т.ч. о полной сумме долга, об условиях кредитования).

Результаты работы управления Роспотребнадзора с банками по жалобам потребителей финансовых услуг показывают,  что банки вносят изменения в свою работу.

Также на совещании выступила главный юрисконсульт ГУ Банка России по Саратовской области Чуваева Е.В. с сообщением о правоприменительной практике по защите прав потребителей в сфере банковских услуг. При подготовке новых розничных продуктов, разработке стандартизированных форм договоров кредитным организациям было рекомендовано учитывать судебную практику стран с развитой рыночной экономикой, где на первом плане стоит защита прав потребителей, как наименее защищенной стороны в правоотношениях с банком.

На совещании нашло общую поддержку предложение представителя ЗАО «Экономбанк» Бабича А.В., чтобы региональное управление Роспотребнадзора проводило разъяснительные кампании о нововведениях в законодательстве, о складывающейся судебной практике не только для граждан, но и для банков, а связующим звеном в этом взаимодействии мог бы выступить Банк России.  

 

 Информация предоставлена ГУ Банка России по Саратовской области

 

 

Прикрепленные файлы: